Деятельность господина Дональда Трампа в тарифной области сама по себе более или менее логична и даже исторична. На сайте Белого дома
вывешены указы Трампа, текст которых содержит мотивировочную часть, и эта часть вполне внятна. Согласно официальному правительственному разъяснению, начиная с 1934 года США проводят политику "нулевых" пошлин (пошлины у них называются тарифами) при условии взаимности, и решается это двусторонними переговорами государств. Практически весь мір принял этот американский (бывший английский) фритредерский подход. В продолжение данной политики Трамп и действует (серьëзно). За многие десятилетия в "нулевых" тарифах, принятых когда-то, накопился ряд искажений, и всë не в пользу США (тут мы должны поверить Трампу на слово). При формальном отсутствии пошлин многие, или даже почти все, страны-партнëры занижали курсы своих валют, вводили меры поддержки экспортëров, ограничивали импорт стандартизационными и санитарными мерами (а святые США никогда ничего подобного не делали, конечно - это я официальную версию Администрации США вкратце излагаю, как вы помните). Понятным примером могут служить российские "утилизационные" сборы на автомобили, являющиеся ввозными пошлинами фактически, но не юридически. В результате применения подобных практик в міровой торговле накопился ряд дисбалансов, и дядя Дональд решил почистить авгиевы конюшни, только и всего.
Во время этой чистки, действуя с опорой на свой талант переговорщика, Трамп сначала напугал всех введением новых пошлин, а потом отложил их на время, необходимое для проведения переговоров. В ходе переговоров, как предполагается, дисбалансы будут устранены, и міровая торговля, очищенная от жульничества, воспрянет и зацветëт не хуже иной бочкотары.
То есть, Трамп сейчас пытается сделать работу Всемірной торговой организации, которую та завалила. Такова официальная версия. Эта версия, при всей открытой комплиментарности к Трампу лично, вполне правдоподобна - видимо, Донни действительно так думает. Он вообще довольно мало врëт, этот Трамп.
Сказанное противоречит догадкам ряда наблюдателей, согласно которым, а) Трамп ввëл пошлины, чтобы наполнить бюджет США, б) отменил пошлины, испугавшись роста доходности казначейских облигаций США, в) Трамп лох педальный, сумасшедший и прочее, в рамках фантазии аналитика. Что из этого правда, покажет время. Пока мне неизвестны факты, не укладывающиеся в официальную их интерпретацию Белым домом.
С Китаем история иная. Пошлины на импорт из Китая введены и в значительной части не отменены; предполагается, что Трамп готовит Америку к жëсткому противостоянию с Китаем, в ходе коего американо-китайская торговля прекратится, и отучает американцев от китайских товаров заблаговременно, во избежание потрясения. С электроникой у него это не получилось, пошлины пришлось отменить. Но, возможно, это следствие того, что Пекин включился в таможенную войну, а не снëс самое первое повышение безропотно - возможно, что только это первое повышение рынок электроники и пережил бы. Тут Трамп благодаря действиям Пекина несколько потерял лицо, но не принципиально. В "сухом остатке": поэтапное разрушение американо-китайской торговли началось.
Также заявлена цель реиндустриализации США; периодически сторонники Белого дома публикуют списки компаний, готовых осуществить инвестиции в Америку на очень и очень солидные суммы. Что из этих обещаний правда и что будет осуществлено, пока неясно. Но нетрудно заметить, что политика свободной торговли при нулевых пошлинах довольно слабо соотносится с идеей реиндустриализации: освобождëнный от ограничений американский экспорт, конечно, несколько вырастет и тем поднимет производство, но заградительные барьеры подняли бы его больше. Правда, во втором случае снизилась бы международная потребность в долларах США, а это для Америки как бы не хуже деиндустриализации. Могу предположить, что трамписты решают довольно сложное уравнение, и они сделали ставку на способность своей страны успешно конкурировать в области производства товаров, одновременно сохраняя контроль над міровой валютой и связанные с этим выгоды - как в старые добрые времена, после 1945 года.
Получится ли у них? Точно могу сказать одно: им будет сложно. После 1945 года міровая торговля в основном представляла собой торговлю с Америкой. Сейчас мір способен, пусть с потерями, но не смертельными, отказаться от торговли с США вообще, чего не произойдëт, но "стратегическая тень" каковой принципиальной возможности нависает над театром экономических действий. РФ, вот, снизила свою торговлю с Америкой до невысоких объëмов, и не сказать, что впала в рецессию, не говоря о более тяжëлых последствиях, и всë за счëт альтернативных торговых направлений. Америка уже не является безусловным приоритетом при выборе торгового партнëра. Так, Китай уже давно представляет, по некоторым данным, не менее 40% мірового рынка предметов "лакшери", и Европа, основной игрок на этом рынке, выбирая между Пекином и Вашингтоном, вполне может колебаться, пытаясь сохранить одно из немногих своих безусловных преимуществ. Про Азию и говорить нечего, она вся экономически прокитайская, а для РФ выбора просто нет, благодаря санкциям. В такой обстановке "экономствовать молотом" довольно трудно.
Более полезным представляется наращивать свои естественные преимущества, но здесь у Трампа нет наблюдаемого прогресса. Реформы системы профессионально-технического образования, например, развития обучения инженерии и программы борьбы с массовым ожирением (один министр обороны за всех подтягивается). Не видно, чтобы трамписты начали приводить нацию в форму. Главное, не видно снижения налогов на корпорации, и не предполагается. Ситуация с обслуживанием государственного долга не терпит снижения доходов бюджета даже на недолгое время. Идея "кейнсианского" роста за счëт госрасходов тоже пока не востребована, возможно потому, что госрасходы уже чрезмерны.
Не скажу, что Трамп в тупике, но пока все его возможности, открытые в рамках принятого им подхода, чреваты лишь полумерами. Напротив, оппоненты Pax Americana сейчас вынужденно станут более решительными - Китай, собственно, уже стал. Не скажу, что Трамп мечется, не зная что делать - напротив, он совершенно уверен в своей политике, и уверен давно. Декларируемые им принципы и подходы, "наши союзники должны платить нам за свою безопасность, которую мы обезпечиваем", и так далее, не изменились с той поры, когда он высказал их в интервью Ларри Кингу в 1987 году. Трамп уверен в том, что делает, и его выбрали, поскольку именно это он и собирался сделать и задолго о том предупреждал.
Правда, ситуация с 1987 года несколько изменилась. Трамп хочет, чтобы Украина платила за свою безопасность - но он не может обезпечить ей безопасность, вот незадача. Трамп хочет продавать міровой порядок, но он не в состоянии его поддерживать. В 2019 году, в свой первый срок, Трамп не справился с заменой Николаса Мадуро Хуаном Гуайдо на посту Президента Венесуэлы. Тогда это ещë можно было отнести на счëт ограниченной важности цели ("Не очень-то и хотелось") и каких-то закулисных договорëнностей. Тогда же Трамп ничего не сделал ради прекращения конфликта на Украине, в частности для реализации Минских соглашений - в чëм он теперь обвинил одного Зеленского, и начал поставлять Украине оружие, возбудив в ней надежду на победу над Россией - в глупости каковых надежд он теперь обвинил того же Зеленского. Сейчас он не может продавить задекларированное им прекращение войны. В намерении обезпечить интересы Государства Израиля дорога не усеяна розами; заложники не отпущены, ХАМАС не разгромлен, айятоллы не спешат сдать атомные бомбы, или что там у них в карманах. В Сирии Асада, наконец, прогнали, но заменили на людей, которых Вашингтон сам признаëт террористами - это сложно назвать наведением порядка. Китай вообще делает что хочет. Всë это неопасно для самих США, но товар, которым Трамп хочет торговать, протух. У Японии, Южной Кореи и Австралии нет выбора, кроме как полагаться на США, но Япония уже давно не та машина для производства денег, как в 1987 году, Южная Корея никогда ею и не была, а экономика Австралии слишком мала, чтобы сделать погоду. Много из них не выжать, все же остальные, Европа в первую очередь, похоже, готовы платить за свою безопасность в основном самим себе, и требования Трампа принимают как вымогательство. Сделки может и не получиться.
Что на это скажет Трамп, мы знаем: "Нужно было избрать Президентом меня, а не Джорджа Буша-старшего, причëм пожизненно. Тогда ничего плохого бы не было, а было бы всë хорошее". Тут он, может быть, и прав, но в остальном - сомнительно.